Воспитание культуры поведения как приобщение к общепринятым нормам нравственного воспитания.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка в играх, в непосредственно образовательной деятельности, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных данной обстановке действий, слов и жестикуляций. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно бегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь уважением к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Одна из задач воспитания детей первой младшей группы – формирование у них предпосылок нравственного поведения. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.

Создание предпосылок культурного поведения маленького ребёнка ведётся по нескольким направлениям. Одно из них – формирование умения играть, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, т.е. в коллективе. При этом развивается чувство коллективизма, столь необходимое для дальнейшего развития. Не менее важно привлечь интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им, а позднее – и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувства благодарности за заботу и уход, послушания и чувства симпатии, дружелюбия к детям и взрослым – всё это основополагающие направления работы воспитателей и родителей в первой младшей группе детского сада.

Весьма эффективный способ – использование игра. Игра -  важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Ценность игры в том, что в ней ребёнок проявляет способность (казалось бы, не характерную для школьников) к самовоспитанию: он намеренно ведёт себя так, как этого требует роль.

Воспитывающее значение игры проявляется в полной мере, когда руководят ею взрослые.

Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях: доброжелательны ли они, не ссорятся ли они, проявляют ли товарищество, вежливость, умеют ли поддерживать общий замысел, как разрешают спорные случаи и т.д.

Но игры по своему содержанию бывают и не только добрыми. Из-за отсутствия глубоко сформированной нравственной основы ребёнок, встречаясь в жизни с отрицательными явлениями, поразившими его воображение, переносит их в игру.

Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные качества. В таких случаях надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание.

От взрослого требуется умение деликатно влиять и на содержание игры, и на её развитие, и на отношения детей, придавая этим отношениям нравственную направленность.

Важно содействовать тому, чтобы общение в игре являлось для детей школой практики нравственных форм поведения, чтобы они могли уточнять и осмысливать в действиях игры, что хорошо, а что плохо, что значит поступать честно, справедливо, по-товарищески.

Также важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребёнку освоение новых навыков, необходимо этот делать процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом надо учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребёнок приобретает много навыков, овладение которых требует от него определённых усилий.

Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия как самостоятельное одевание, причёсывание, умывание и т.д., доставляют ребёнку радость; дети осваивают, что и как, в какой последовательности надо делать.

Для более лёгкого овладения определённым навыком связанные с его усвоением действия членят на несколько операций. Например, при умывании ребёнок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая их, и насухо вытирает.