Здоровье детей - это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в постоянной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка.

В последние годы наблюдается рост числа заболеваний детей острыми респираторными инфекциями и является наиболее трудно решаемой проблемой в детских коллективах. Связано это, прежде всего, с сотнями вирусов, большим количеством детей в коллективах, отсутствием специфических средств защиты иммунитета и проживание в суровых климатических условиях Севера.

Большая часть дошкольников болеет почти ежегодно, 20-30% детей, проживающих в северных регионах, переносят четыре и более заболеваний в год. Патологические изменения, возникающие при этих заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, нарушают проходимость бронхов. Это нередко приводит к развитию рецидивирующих и хронических бронхолегочных заболеваний. В этих случаях плавание, лечебная физкультура и массаж могут быть основными реабилитирующими средствами. Физические методы, восстанавливая расстроенные функции дыхания предупреждают развитие и устраняют уже имеющиеся изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности.

В ДОУ северных территорий проводится большая работа по профилактике ЛОР - заболеваний у воспитанников. Разработанная система неспецифической профилактики ОРЗ у детей разнообразна и по своей простоте и доступности и эффективности может при меняться в ДОУ любого типа и в домашних условиях.

Упражнения для оздоровления детей 3-4 лет

с частыми острыми и хроническими заболеваниями органов дыхания:

  1. Спокойная ходьба по залу с переходом на ходьбу с высоким подниманием ног (в течение 1 минуты). Дыхание через нос, сохранение правильной осанки.
  2. «Самолетики». Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. Во время выполнения движения произносится звук «у-у-у».
  3. «Часики». Исходное положение: стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево - «тик» и право - «так». Слова произносятся громко, осанка правильная, упражнение выполняется 4-5 раз.
  4. Произношение звуков и слогов с двукратным повторением. Дыхание через одну ноздрю: ветер поет - «фу» (тихо и сильно); жук жужжит - «Ж-Ж-Ж», сидя на стульчике, руки на коленях, ребенок 2-4 раза поет как петушок: «ку-ка-ре-ку», лает как собачка «гав-гав-гав».
  5. «Надувание резиновых игрушек или мяча сидя на стульчике». Вдох производится через нос постепенно.
  6. «Бросание мяча в обруч» - 2-3 раза подряд. Бросание мяча двумя руками в обруч на высоте роста ребенка и расстоянии 1 метра от него.

Упражнения для оздоровления детей 5-7 лет

с частыми острыми и хроническими заболеваниями органов дыхания:

  1. Ходьба по кругу на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, под скоки, «солдатским шагом» в течение 1-3 минут. Дыхание произвольное.
  2. «Часы». Исходное положение: стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево - «тик» и право - «так». Слова произносятся громко, осанка правильная, упражнение выполняется до 6 раз. Дыхание произвольное.
  3. «Дровосек». Исходное положение: стоя ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». Глубокий вдох. На выдохе - наклоны туловища вперед, произнося звук «УХ!» упражнение выполняется до 5 раз.
  4. Бег на месте с переходом на ходьбу. Продолжительность от 30-40 секунд до 2-х минут.
  5. Звуковые упражнения, сидя на стуле. Глубокий вдох. На выдохе: ветер дует - «у-у-у» (тихо, громко, тихо); кричит ворона «кар-кар-кар»; лает собака «гав-гав-гав». По мере удлинения выдоха увеличивается количество произносимых звуков. Количество упражнений от 1 до 3 раз.
  6. «Плавание». Исходное положение: лежа на животе, ноги вытянуты. Приподнять голову и совершать плавательные движения руками типа брасс. Количество упражнений от 2 до 6 раз.
  7. «Надувание резиновых игрушек» стоя на полу. Упражнение начинается с 5 выдохов, постоянно удлиняя их и доводя количество выдохов до 10. Количество упражнений от 1 до 3 раз.

Филиппова Н.И., руководитель физического воспитания