Медицинское обследование детей дошкольного возраста показало, что процент дошкольников с нарушениями осанки и стоп достаточно высок. Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривление позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз), чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (5-7 лет). Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной.

Развитию дефектов осанки способствуют не соответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого-либо груза в одной и той же руке).

Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка: пассивный отдых, отсутствие прогулок на свежем воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания. Нарушения осанки развиваются из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое развитие.

Нарушения осанки нередко сопровождаются расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, проявляются колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, приводят к снижению физиологических резервов детского организма.

Работу по формированию правильной осанки и профилактике ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки и плоскостопия могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что детей начинают слишком рано сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата.

Работа по профилактике нарушения осанки и плоскостопия должна проводиться совместно с родителями. Прежде всего, необходимо познакомить взрослых и детей с признаками, характеризующими правильную осанку: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед. в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.

Физкультурные занятия с детьми в детском саду проводятся 3 раза в неделю. Этого недостаточно для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, а кроме того, необходимо в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия и в семье (спать на жесткой постели, подушка не должна быть высокой и т.п.).

Основным средством формирования правильной осанки и профилактике ее нарушений является занятие физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Можно использовать резиновые теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком. Упражнения выполняются из различных исходных положений - стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Учитывая, что формирование правильной осанки - процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда профилактические занятия проводятся в детском саду.

Занятия проводятся по традиционной структуре: вводная часть, ОРУ, основные виды движений, подвижные игры, заключительная часть. Чтобы занятия были интересны детям, советуем проводить такие физкультурные занятия как сюжетные, дающие глубокие эмоциональные впечатления (например, путешествия в лес, полет в космос), или как тематические занятия (например, «Весна», «Цирк», «Зоопарк»).

Во время длительных домашних заданий, связанных с долгим неподвижным положением ребенка (более 10-12 минут), рекомендуем родителям проводить физкультминутки с детьми. Это могут быть следующие упражнения:

- прогибание спины с обручем или с мячом в руках;

- наклоны в стороны с обручем за спиной;

- приседание, стоя на носках с гимнастической палкой в руках;

- наклоны назад разведением рук в стороны;

- поднимание ног вверх, лежа на спине;

- ползание на четвереньках;

- ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, должны быть положены следующие принципы: индивидуально дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание трудностей в применяемых физических упражнениях.

При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Филиппова Н.И., руководитель физического воспитания