Зима – прекрасное время не только для развлечений (санки, лыжи, коньки), но и для совершенствования умений и навыков. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. По мере совершенствования двигательных движений растет и интерес к ним. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности, от создания необходимых условий для физических упражнений, веселых игр и развлечений.

ЛЕДЯНЫЕ ДОРОЖКИ.

Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время движений.

Чтобы овладеть движениями по ледяным дорожкам, надо обязательно соблюдать правила: кататься в одном направлении, кататься с интервалом; быстро уходить с дорожки после скольжения, не перебегать ледяную дорожку. Дети не должны кататься более 20-30 минут с горок или на ледяных дорожках.

Разбег. При разбеге движения рук согласовываются с движениями ног, туловище немного обращается вперед. Руки слегка согнуты в локтях, кисти расслаблены, пальцы легко согнуты, стопа ставится с перекатом с пятки на носок. Скорость при разбеге нарастает постепенно и достигает предельной величины к моменту отталкивания.

Отталкивание. В начале обучения отталкивание осуществляется той ногой, которой ребенку более удобно. На этапе углубленного разучивания целесообразно отталкиваться поочередно то правой, то левой ногой. Дети обучаются отталкиваться после разбега без замедления темпа и остановки.

Скольжение. После разбега и толчка одной ногой, другая нога выносится вперед и вес тела переносится на нее. Скольжение осуществляется на обеих ногах без отрыва их ото льда. Руки свободно опущены вдоль туловища или выносятся вперед. Скорость скольжения постепенно снижается, и в конце дорожки ребенок начинает бежать короткими шагами.

Вначале дети 3-4 лет пробуют пройти по утрамбованному снегу, а потом по короткой ледяной дорожке, передвигая ноги по льду. При необходимости можно поддерживать ребят за руки или плечи. К концу зимы дети уже в состоянии самостоятельно скользить по ледяным недлинным дорожкам. Необходимо подсказывать, как правильно делать движения, побуждать проявлять смелость, ловкость и самостоятельность, подбадривать.

С 5 лет дети учатся энергично разбегаться по снегу и скользить как можно дальше по длинной дорожке. Им предлагаются дополнительные, более сложные задания: при скольжении заложить руки за спину, голову, положить на плечи, присесть и проскользить до конца дорожки и т.п.

Упражнения для младших дошкольников (3-5 лет):

  1. Катать ребенка по дорожке держа его за руки.
  2. Скользить по недлинной дорожке, слегка наклонной дорожке при помощи взрослого.
  3. Скользить после небольшого разбега (3-5 шагов).

Упражнения для старших дошкольников (5-7 лет):

  1. Скользить после небольшого разбега (3-5 шагов).
  2. Скользить после быстрого разбега и энергичного отталкивания.
  3. Скользить по ледяной дорожке присев.
  4. Скользить и во время скольжения присесть и выпрямиться.
  5. Скользить и во время скольжения поворачиваться боком, спиной вперед.
  6. Скользить и во время скольжения выполнять движения руками: в стороны, за головой, за спиной.
  7. Во время скольжения ловить брошенный предмет.

Подвижные игры на дорожке или с невысокой горы:

Достань игрушку.

На веревке, на высоте вытянутой вверх руки, подвешивается игрушка. во время скольжения ребенок должен достать ее рукой.

Поезд.

Двое-трое детей встают друг за другом, положив руки на пояс впередистоящему.

После сигнала все вместе скатываются с горы вниз. Страховка взрослым обязательна.

Через ворота.

На середине горизонтальной дорожки ставятся ворота 60-70 см. ребенок должен проехать через ворота, не задев их.

Мячом в цель.

Во время скольжения по горизонтальной дорожке или скатывания с небольшой горы дети бросают мяч в цель (щит, ворота). Мяч можно заменить снежным комочком среднего диаметра.

Филиппова Н.И., руководитель физического воспитания