Эссе

Горбуновой Анастасии Александровны,

Воспитателя МДОУ «Солнышко»

Тема: «Исследовательская деятельность в жизни ребенка»

 

Идти вперед – значит потерять душевный покой,

остаться на месте – про значит потерять себя.

 В самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя.

                                                                                             С. Кьеркегор

 

     Человек появился на свет. С первых минут своей жизни он, казалось бы, является полноправным членом нашего общества. Но является ли он при этом личностью? Проявляются ли у него сразу те качества, которые присущи ему именно как социальному существу? Ответ будет отрицательным, потому что прежде чем человек покажет себя как личность, он должен пройти путь совершенствования.

Ребенок любознателен от природы. На определенном этапе своего развития своими бесконечными «почему» он нередко ставит в тупик даже взрослого человека. Однако исследователи отмечают и тот факт, что серьезной проблемой становится «потеря детской живости, непосредственности, притягательности процесса познания». Приходится признать и то, что все больше дошкольников высказывают свое нежелание идти в школу.
      Мой педагогический стаж в качестве воспитателя детского сада сравнительно небольшой. Из снов детской психологии я знаю, что дошколёнок – это маленький исследователь. Исследовательская деятельность детей является одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В своей работе я уделяю много внимания детскому экспериментированию. Организую исследовательскую деятельность детей, создаю специальные проблемные ситуации в ходе занятий. В нашей возрастной группе группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности, есть множество материалов для экспериментирования. Собственную миссию воспитателя я вижу не в пресечении исследовательской и поисковой активности детей, а наоборот, эффективной помощи и поощрении.

Мы используем новые формы работы, которые позволяют обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадываются, в том числе: игровые моменты, проблемные ситуации и пр. Повседневная жизнь детей регулярно наполняется интересными делами и увлекательными идеями. У каждого ребёнка мы развиваем стремление к проявлению инициативы и самостоятельности. Занятия я строю так, чтобы большую часть времени по теме говорили и рассуждали дети, чтобы у каждого ребёнка была возможность проявить себя в художественном творчестве, опытах, труде; создаю ситуации успеха, поощряю активность, хвалю даже за крошечные победы и полезное взаимодействие со сверстникам. На протяжении всей образовательной деятельности я создаю условия для снятия тревожности и развития у дошкольников волевых качеств, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья. Воспитываю в детях настойчивость, ответственность, дисциплинированность, необходимые в нашем современном обществе. Для меня важно научить ребенка уже в детском саду самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Организованную исследовательскую деятельность, я включаю в различные виды детской деятельности: в прогулку, в игру, в занятие. В процессе, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать самостоятельные выводы.

В процессе познания у ребенка включаются все органы чувств. Он внимательно слушает, рассматривает, пробует что-то на вкус, открывает многообразие признаков предметов. С помощью экспериментирования ребенку легче установить связь и понять, закономерности в окружающем мире.

Чем интересней поисковая деятельность, тем больше информации ребенок получает, тем быстрее он развивается.

Я молодой педагог и я постоянно учусь. Сейчас я делаю первые шаги в профессии, можно сказать, что это мой педагогический дебют. За годы работы я убедилась: в воспитании нет и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций! В состав моего рецепта обязательно будут входить: любовь к детям, поддержка инициативы каждого ребёнка, применение новейших научных открытий, адаптированных к познанию детей дошкольного возраста.

Быть педагогом в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянное нахождение в творческом поиске. Я уверенна, что детей надо любить, такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг каждого ребёнка.

И тогда ты обязательно увидишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца, в каждого ребёнка я делаю этот мир добрее и лучше. Общаясь с детьми каждый день, я получаю заряд бодрости, энергии, ощущаю их тепло и наблюдаю «наполнение» полезными и нужными для будущего зданиями.
       Хочу закончить свои мысли высказыванием К.Д.Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас». Я счастлива, что я – воспитатель! У меня есть любимое дело!